Михайлов Михаил

михаил михайлов

Михаил Михайлов - полковник пограничных войск в запасе, военный журналист, участник боевых действий в Афганистане, автор-исполнитель, член Союза писателей России, участник различных музыкальных фестивалей, один из родоначальников современной военной авторской песни (г.Москва).

БИОГРАФИЯ

Михаил Владимирович Михайлов родился 1 января 1961 года (так записано во всех документах, но будучи курсантом узнал, что настоящая дата рождения - 20 декабря 1960 года) в поселке Булаево Петропавловского района Северо-Казахстанской области. Мама Михаила поехала поднимать целину, там познакомилась с отцом, который приехал с Украины.

Большую часть детства и юности Михаил прожил в Краснодаре. Здесь же он закончил и среднюю школу. Именно в школьные годы проявились его сочинительские способности. Из воспоминаний Михаила: "Стихосложением я начал заниматься лет с 10, но это была игра. По телевизору увидел композитора, который сказал, что музыку он начал писать в 10 лет, и подумал: "Так, мне уже 10 - пора". И потом это стало способом мироощущения.

Долгое время никому не показывал своего творчества. Когда постоянно этим занимаешься, то приходит классическая рифма, начинаешь понимать мелкие технические подробности, то есть отрабатывается техническая сторона стихосложения. И вот где-то на уровне 8-го класса я занял призовое место на конкурсе юных композиторов.

Меня еще в пять лет пытались отдать учиться играть на скрипке, но я был мал, много отвлекался, и меня в итоге выгнали, а другая учительница, по классу фортепиано, меня к себе взяла. После 8-го класса я поступал в музыкальное училище, проучился полтора курса, потом оставил. Можно сказать, что училище и Афганистан для меня явились главными точками в жизни".

В 1980 году Михаил был призван на срочную службу. Служил в войсках Противовоздушной обороны (ПВО) под Днепропетровском. В этот период Михаил написал стихотворение о доме, которое очень понравилось сослуживцам, предложившим послать его в газету. Ответ от редактора пришел через три месяца, а после общения с ним произошел важный поворот в судьбе Михаила Владимировича - он решил поступать на журналистику. Этот же редактор помог оформить все документы, ведь возраст был уже критическим, а поступать можно было до 21 года.

После демобилизации из армии Михаил поступил в Львовское высшее военно-политическое училище, факультет журналистики, которое окончил в 1986 году. После училища попросился в Афган или в округ, из которого скорее можно было туда попасть. И на то было множество причин. Со слов Михаила Михайлова: "В песне «Разговор с БэТэРом» есть упоминание про Кольку. Мы с ним призывались вместе, но он поехал в Афганистан, а меня направили под Днепропетровск... И потом, я считал, что военный журналист должен быть на войне, в центре событий! Ну и, конечно, хотелось себя испытать."

После окончания учебного заведения был направлен в Туркестанский военный округ (ТуркВО), где служил в дивизионной газете в Ашхабаде. С января 1987 года по январь 1989 года (2 года и 6 дней) - Афганистан, где также был журналистом дивизионной газеты «Гвардеец» в 5-ой гвардейской мотострелковой дивизии (базировалась в Шинданде). Участник боевых действий.

"За речкой" Михаил Михайлов стал играть на гитаре. И именно там были написаны его великие военные песни, за незнание которых московские пацаны колотили своих товарищей. Из воспоминаний: "Очень много песен написал именно после Афгана. Как от болезни, избавлялся я от тех деталей. А песни эти потом разошлись... Неоднозначно к ним относятся, но в них сосредоточено все, что меня на тот момент волновало, о чем я хотел тогда написать, рассказать, поделиться. Тогда родились такие песни, как: «Тебе, случайной», «Случай в госпитале», «Опыт комсгруппорга» и многие другие".

Был награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени.

После Афганистана Михаил попал в дорожно-строительные части. В 1993 году поступил в Гуманитарную академию вооруженных сил, редакторское отделение, которую окончил в 1996 году. По завершению учебы пришел в газету «Границы России», где стажировался.

В этой газете он был настоящим фронтовым корреспондентом. Коротко, емко и талантливо продолжал традицию Константина Симонова - описывал настоящую войну. И творил свои шедевры духовной силы.

В горячие времена бывал с ручкой, блокнотом и гитарой в Приднестровье, Абхазии, Чечне, Дагестане... Настоящий военный корреспондент, который не раз бывал под пулями и артобстрелами. С 1995 года - член Союза писателей России.

ПОПАДАНИЕ НА БОЛЬШУЮ СЦЕНУ

михаил михайлов

Информация с сайта «Автомат и гитара», из первых уст: "Наш руководитель духового оркестра не захотел ехать, а у меня уже к тому времени кое-какие вещи были. И меня, чуть ли не в приказном порядке, отправили в Кабул, где проходил отбор участников на конкурс в Москву. Руководил этим отбором Волкогонов - заместитель начальника главного политического управления. И вот играю я, а тут из зала голос: "Да настройте же ему гитару!" - это был Азаренок. Так мы и познакомились.

Там же я познакомился с Ткаченко. Петр Иванович немало книг выпустил, открыл множество неизвестных авторов, песен. Тогда песни очень сложно было собирать. Даже когда я служил, в аэропорту висела табличка: "Запрещается вывозить песни «Каскада»". Ну а под «Каскадом» подразумевались все песни 40-й армии, поэтому приходилось вывозить песни в термосах, сапогах - в общем, прятать всячески. На том смотре я много с кем познакомился - с тем же «Каскадом», с «Голубыми беретами»...

Вышел солист «Каскада» Саша Надточий, настроил мне гитару. Я волновался страшно, аж нога дрожала. До сих пор помню это состояние, как на амбразуре. А я еще и стихи все не запомнил, у меня было восемь песен, я в тексты потихоньку подсматривал, даже комментировал чего-то. Всех прослушали, потом сказали, кому остаться, в том числе и мне. Нам объяснили цель - для московского фестиваля надо было подготовить афганский блок. Кстати, о том, что я буду играть на гитаре, никто и не предполагал, по крайней мере, Азаренок точно. Он меня не пускал играть, а Виктор Верстаков, наоборот, настаивал: "Давай, да что там стихи читать, надо песни петь!"

 

В свое время Виктор Павлович Куценко говорил: "Нам с тобой песни не петь". До этого на серьезной сцене выступать не приходилось, я и в своих силах не слишком уверен был, а тут меня еще попросили с медсестрой вокалом заняться (кто б со мной им занялся), так как ей тоже предстояло петь, а диапазон у нее меньше октавы. В общем, проблемы, конечно, были, но все равно воспринимал все спокойно. Стали мы выдумывать программу, все собрались, советуют чего-то, ответственность-то большая... Хотя и задора было много, веселья тогда.

Когда долго творчеством занимаешься, то в душе чувствуешь, из чего может раскрыться цветок, появиться песня. Вроде все это логично, но в то же время неожиданно. Услышал в Кабуле песню какого-то ансамбля о сестре милосердия, пишущей за раненого бойца, и подумал: "Лучше мне не написать!" А потом пришел к выводу: "А зачем мне писать лучше?! Напишу-ка я просто по-своему!" Так появилась песня «Сестра милосердия». Эту песню мы сделали с "каскадерами".

Еще как-то, когда срочную служил, меня один из ребят попросил стихотворение девушке написать. И вот так родилось - «Дорога серая становится у горизонта голубой». А потом приходит мне письмо, в котором говорится, что я, отличник боевой и политической подготовки, должен не страдать, а думать о выполнении воинского долга. Надо сказать, что эта песня для меня одна из самых дорогих, из альбома в альбом она и еще одна песня, «Ты меня поскорее прощай», повторяются.

...Потом поехали в Ашхабад. Собственно, там перезнакомился со многими, с кем дружу до сих пор. На том фестивале много чего произошло. Кто-то спел песню неизвестного автора, которым оказался Валера Петряев. Тогда был его первый выход на эти подмостки, на которых он остается до сих пор...

После мы записали пластинки «Время выбрало нас», первые сборники военных бардов. Тогда к песне был не только художественный, но и публицистический интерес, люди по ним пытались понять, что же там было. Ведь песня вышла из-под пуль, пришла в еще не воюющую тогда страну... Тогда ведь никто и помыслить не мог, что все это потом придет и на наши улицы. Только Медведев написал, что мы контрабандой с собой привезли войну.

Без тех фестивалей мою дальнейшую жизнь было бы невозможно представить. Это даже не острова, а целые материки: наши выезды в "горячие точки", Сочи, Стерлитамак, поездки, гастроли. На вечерах офицерского романса я познакомился с Виктором Верстаковым, классиком жанра. По его книгам я познавал правду. Он писал, что называется, "в стол" и не чаял даже, что это когда-то куда-то выйдет. Когда познакомились с Наташей Рожановой, она не верила, что это "тот самый настоящий Михайлов". А сколько у нас потом с ней всего было: Абхазия, Приднестровье, Сочи...

С Валерой Монастыревым нас связывают много лет дружбы. Про него можно много чего рассказывать... Ну вот, например, есть у человека дача... У нас же как обычно: есть участок, сиди, копайся в нем, картошку сажай. А он решил там создать аллею бардов. Приглашает друзей, и под рюмку хорошего вина, под песни каждый сажает деревце. Саша Минаев, например, тую посадил со словами: "Все тебе фрукты сажают, а я тую, чтоб ты под ее тенью писал свои стихи". А я посадил грушу.

михаил михайлов

В 1988 году в Ташкенте с Саней Минаевым познакомился. Его песни ходили с одной стороны Гиндукуша, мои - с другой, но все равно мы друг о друге слышали. А в 1988 году встретились, не зная, кто он, кто я... Увидел, сидит мужик такой, крепкий, с гитарой, попросил сыграть, он сыграл. "Минаев!" - кинулся я к нему. Ну он-то меня тогда тоже не знал, поэтому только улыбнулся, пожал руку, потом попросил меня спеть. Я ему сразу сказал, что плохо играю. "Да ладно, чего стесняться!" И я сыграл «Разговор с БТРом». Тут-то он меня и узнал: "Михайлов!"

С тех пор, когда мы вместе выступаем на сцене, все думают, что это наша концертная программа. Нам на сцене друг с другом просто замечательно: мы хохмим, пародируем. Причем это на любой сцене. Мы умудрялись превращать даже эти серьезные вечера офицерского романса во что-то домашнее. Может быть, сейчас это студенчество немного растеряно, мы уже устали, но, тем не менее, снобизм не появился. Саня до сих пор для меня как старший брат.

В первые лет пять после "заречья" я замечал в себе какую-то разрастающуюся зависимость от друзей-"афганцев". Даже бытовые вопросы решались объединением могучих творческих сил. Скажем, обучаясь в Академии, я получил служебную квартиру в Москве. Всем гуртом, с друзьями-бардами, перевезли вещи и занялись ремонтом, причем в секрете от моей супруги, чтобы сделать ей сюрприз. Фронт работ распределили так, что Вовке Зайцеву и Сане Минаеву досталось обклеивать обоями детскую. Смотрю, они закончили, но переглядываются хитро...

Меня торжественно ввели в комнату. На обойной глянцевой глади вырезано "окошко", да в самом "иконном" месте... Из "окошка" выглядывает мое лицо с пожелтевшей газетной публикации. Я в "афганке", обозреваю взглядом посветлевшую комнату. Дело в том, что бетонную стену я сначала обклеил газетами, где были напечатаны мои стихи и фотографии, и одна из них случайно угодила в красный угол. А сотоварищи и вырезали для нее "окошко".

 

МИХАИЛ МИХАЙЛОВ О ДРУГИХ АВТОРАХ-ИСПОЛНИТЕЛЯХ

"Мне посчастливилось быть в центре всего процесса. Для меня очень много знаковых людей... Виктор Верстаков - он пишет стихи в духе классической поэзии, они перед временем, как перед образами, не меркнут, они любимы не только "афганцами", они признаны, как произведения литературы, в художественной среде.

Игорь Морозов, член Cоюза писателей - у него, как и у многих, стихи на острие. Если его стихи ставятся в один сборник со стихами Пушкина и другими поэтами, у которых есть стихи на военную тему, то это все же что-то значит, хотя сам Игорь говорит об этом с улыбкой. Самая популярная афганская песня, «Батальонная разведка», ведь тоже его, хотя она не была посвящена Афгану, он написал ее для своего отца-фронтовика. Потом он показал самый яркий, на мой взгляд, образ уходящих из Афгана в песне «Мы уходим».

Как поэт, мне очень нравится Саша Карпенко, с которым мы тоже в Ашхабаде познакомились. Мне очень нравилось, как работали несколько поколений «Каскадеров», близки «Голубые береты». Не могу не сказать об Александре Минаеве, Дмитрии Еремине... Сейчас я, конечно, могу кого-то не упомянуть, но они все для меня очень много значат, это все мой мир со своими минусами и плюсами.

Я писал дипломную работу - «Афганская песня, как публицистика». На первом курсе написал статью, которая потом стала первой главой. Мне мой преподаватель Юрий Стрельцов, кстати, бард-"афганец" (мы потом с ним тоже много поездили), предложил сделать ее в виде реферата и поучаствовать в общестуденческом конкурсе. На первых же страницах этой работы я сказал несколько нелестных слов о Грачеве, который в то время был министром обороны, а он мне за эту работу объявил благодарность.

Есть Макаров Володя, мой хороший друг в Стерлитамаке, не бывший в Афгане, но прочувствовавший все своей душой. Поэт от Бога Валера Заводчиков. Нельзя не сказать о Юре Кирсанове. Несмотря на то, что это человек легендарный, он в общении очень простой, спокойный. Марианна Захарова, член Союза писателей, очень сильная бардесса. Она много писала и про Афганистан, и про Чечню. Мне лично гораздо ближе ее песни про Чеченскую войну, потому что в них она рассказывает о том, что она видела, что пережила, хотя и ее афганские песни достаточно известны и поются. Мы с ней старинные друзья, я очень за нее рад.

Валера Горбачев, в прошлом житель Грозного, по его просьбе за водкой бегал Басаев... У него очень интересная манера, философская. Правда, военной темы несколько избегает. Володя Мазур, Виктор Павлович Куценко... Многое мне нравится из того, что делает Юрий Слатов. Очень много людей, творчество которых близко, дорого. К сожалению, всех сразу и не вспомнишь, минимум человек 60 заслуживают внимания.

Я сначала далеко не все из афганской песни воспринимал. Где-то 5% я считал именно художественным проникновением в действительность, а остальное именно как домашний альбом, исторический источник. А потом постепенно под влиянием различных собирателей песни, таких как Ткаченко, Сысоев, Брелев, Петряев, и сам стал больше интересоваться, вслушиваться".

ОНА ВСЕ ТАКЖЕ СТРОИТ, ОНА ВСЕ ТАКЖЕ В СТРОЮ

Михаил Михайлов о своей верной спутнице - гитаре: "Теперь в нем и останется, став экспонатом Центрального музея Вооруженных Сил России. Речь идет о шестиструнной гитаре, моей боевой подруге, с коей прожил и прослужил душа в душу больше двух десятилетий. И заслужила она почетное место не потому, что была моей. Гитара эта стала частью нашей общей непростой биографии, свидетелем знаковых событий.

"Шестиструночка" вобрала в себя пыль дорог Афгана, Приднестровья, Абхазии... Она участвовала в первых фестивалях афганской песни, начиная с самого первого (Ашхабад, 1987), когда окопная лирика 40-й армии выходила из подполья на всесоюзные подмостки; в записи на фирме «Мелодия» пластинок серии «Время выбрало нас», первых дисков воевавших "за речкой" авторов-исполнителей; в братских писательских совещаниях Военно-художественной студии, когда ядро ее составляли "афганцы"; делила с моими друзьями грусть и радость в гарнизонах, где служил; звучала на телевидении, радио, в концертах, на гастролях военных бардов.

Сколько этот инструмент разделил бессонных ночей, мучимый творческими поисками, и подарил счастливых мгновений на сцене! Три раза гитара гибла и, казалось, уже безвозвратно, но заботливые руки мастеров ее, разбитую, с переломанным грифом, буквально по фрагментам восстанавливали. В последний раз чудо сотворил Дмитрий Лукьянов. Усиленная, она и сейчас держит строй металлических струн, хотя сработана под нейлон, и тем схожа со всем моим поколением".

8 февраля 2008 года на вечере афганской песни «Мой Афган» Михаил Михайлов последний раз вышел на сцену со своей "шестиструнной боевой подругой".

 

ЕЩЕ НЕМНОГО О МИХАИЛЕ МИХАЙЛОВЕ

михаил михайлов

Михаил Михайлов является арт-директором офицерского квартета «Лирики» (Виктор Трофимов, Дмитрий Григорьев, Ирина Христианова, Михаил Михайлов), руководителем и участником трио «Полковники» (Михаил Калинкин, Виктор Трофимов, Михаил Михайлов). Работать с Михаилом на сцене - настоящее удовольствие. Он весь отдается исполнению, но делает это "без фанатизма", как настоящий полковник.

Как педагог-организатор, Михаил Владимирович является создателем и руководителем музея «Герои нашего времени» в ГБОУ Школа №2053 района Некрасовка Юго-Восточного округа (г.Москва). Кроме того, является автором ряда патриотических проектов, в их числе цикл уроков мужества «Живет Герой на улице родной», «Казаки – защитники Отечества», «Антология военной песни», цикл уроков мужества с творческими инвалидами войны «Сильные духом» и другие.

При музее созданы поисковый отряд «Эхо войны» и видеостудия. Музейный актив плотно взаимодействует с Советом ветеранов района, ветеранами боевых действий локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, городским методическим центром Департамента образования г.Москвы, Общероссийской общественной организацией «Офицеры России». Руководитель музея в лице Михаила Михайлова в 2015 году был удостоен Диплома Лауреата Гран-При городского фестиваля «Времен связующая нить: урок в школьном музее».

Также Михаил Владимирович является руководителем музея «Автомат и гитара» и музея РОО «Возрождение патриотического духа и национальных традиций «Единство патриотов».

Еще одно направление - удивительные стихи для детей. Чистые и глубокие рифмы, ясные образы. Сказки «Волшебника Изумрудного Города», где Михаил - Гудвин, это настоящее творчество.

Автор альбомов «Мы еще не вернулись», «Под Кандагаром дело было» («Песни из Афгана»), «Разговор с БэТэРом», «Офицерский романс», «Подснежник на бруствере» и других, книги «Мы еще не вернулись» и многих коллективных сборников песен и стихов. Автор-составитель CD ряда проектов, среди которых «Штандарт Победы», «Живет Герой на улице родной» и другие.

Михаил Михайлов является лауреатом международных и всероссийских фестивалей авторской, военной, пограничной, афганской песни.

За концертную деятельность на территории Сирийской республики 25 марта 2016 года в День работника культуры России в Центральном музее Вооруженных Сил Михаил Владимирович Михайлов был награжден медалью «За участие в военной операции в Сирии».

«В ГОСТЯХ У ВЕТЕРАНА» - МИХАИЛ МИХАЙЛОВ

Стихи Михаила - неисчерпаемый боезапас российского воинства. Не надо много времени, чтобы почувствовать дух нашего бойца. Надо просто вчитаться в стихи полковника Михайлова. Он всю жизнь отличается высочайшей точностью и ответственностью в поступках. Всегда призжает вовремя, одет по форме. Старается мобилизовать своих товарищей на новые подвиги.

Творчество Михаила давно стало классикой военной песни. Его работы входят в самые престижные сборники военного творчества. Без него невозможно представить настоящие концерты военной авторской песни. Живет в Москве. Женат, имеет троих детей.

Песни Михаила Михайлова можно услышать на его концертах в бард-клубе «Гнездо Глухаря», а также на большом количестве интернет-сайтов военной и просто песни.

 

ТВОРЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЯ

 

Ответьте на вопрос

Вам понравился этот сайт?

Мы в ВКонтакте

 
 

Последние комментарии

 

Случайные исполнители

 

Краткое представление проекта

ARMYMUSIC.RU - это музыкальный проект, представляющий из себя тематический каталог военных (армейских) песен, на регулярной основе изменяемый и дополняемый новыми композициями.

Здесь Вы можете слушать в режиме онлайн, а также скачать большое количество военных песен различных групп и исполнителей, а также ознакомиться с их творческими биографиями. Для быстрой навигации по сайту композиции разбиты по тематике, можно осуществить поиск по альбомам, жанрам, тегам.

Все представленные на проекте материалы получены из открытых источников, права на них принадлежат их законным авторам. Если кто-то из исполнителей против, что их песни размещены на данном сайте, просьба сообщить об этом через форму обратной связи.

Слушайте и приобщайтесь к этой замечательной музыке, ведь основная цель проекта - популяризация военно-патриотических песен.

Более подробную информацию о сайте и авторе читайте на странице «О проекте».