Кирсанов Юрий

юрий кирсанов

Юрий Иванович Кирсанов - автор-исполнитель, поэт, композитор, родоначальник жанра "афганской" авторской песни, офицер отряда специального назначения «Каскад» (команда «Карпаты») КГБ СССР, участник боевых действий в Афганистане, соавтор гимна "афганцев" - знаменитой песни «Кукушка» (г.Донецк, Украина).

БИОГРАФИЯ

Юрий Кирсанов родился 2 октября 1951 года в селе Красное Одесской области в семье военнослужащих. Отец (Иван Михайлович) - профессиональный военный, полковник запаса, всю войну прошагал в пехоте. Мать - лейтенант медицинской службы, в войну работала в госпитале, в котором будущие супруги и познакомились.

В 1974 году, после окончания средней школы, поступил, а затем окончил Донецкий политехнический институт по специальности "горный инженер-электрик". Мечтал стать летчиком, но не прошел по здоровью и поступил в гражданский ВУЗ. Оттуда был призван в Советскую Армию.

В течение двух лет проходил службу командиром зенитной батареи танкового полка в городе Чугуеве Харьковской области. В 1976 году приглашен на работу в органы госбезопасности СССР. В 1978-1979 годы проходил специальную подготовку в Москвe и в 1982 году - в Киевe.

В 1980-1981 годы в составе Отряда специального назначения «Каскад» (команда «Карпаты») КГБ СССР участвовал в боевых действиях в Республике Афганистан. Награжден медалью «За боевые заслуги» и другими правительственными наградами.

В марте 1997 года уволен в запас в звании полковника. Женат. Имеет сына. В настоящее время проживает в Донецке.

ВОСПОМИНАНИЯ ЮРИЯ ИВАНОВИЧА КИРСАНОВА

С детства увлекаюсь музыкой. Окончил музыкальную школу по классу баяна, самостоятельно освоил гитару. Играл и пел в школьном, затем институтском ВИА, принимал самое активное участие в армейской самодеятельности, руководил ансамблем в доме офицеров в г.Чугуеве.

Стихи и музыку начал писать в институте и до сей поры не прекращаю это увлекательное занятие. Хотя песне, как вину, необходимо стечение многих обстоятельств, чтобы "новорожденная" "искрилась и пенилась", нравилась и доставляла удовольствие и автору, и слушателям, поэтому стабильности в количестве "конечного продукта" здесь не наблюдается: чем спокойнее жизнь, тем ниже градус творчества. Это я к тому, что большая часть из написанных мною песен все же приходится на период пребывания в Афганистане.

Возвращаясь в воспоминаниях к лету 1980 года, надо отметить, что события, связанные с комплектованием, оснащением и отправкой команды «Карпаты» в Афганистан, развивались с калейдоскопической быстротой. Мы были первыми, поэтому неразберихи в вопросах организационного плана было море. Вначале никто из "каскадеров" «Карпат», насколько я помню, и не помышлял брать на войну гитару. Однако, уже через несколько дней, когда мы проходили "обкатку пустыней" в Узбекистане (на базе Ферганской десантной дивизии), наше мировоззрение несколько поменялось.

Ну, во-первых, не все собранные в Ферганской долине подразделения спецназа КГБ («Кавказ», «Памир», «Урал» и другие) были столь аскетичны, как «Карпаты» - у многих имелись с собой музыкальные инструменты (в основном, гитары). Вечерами, перед отходом ко сну, в расположении «Каскада» звучали такие концерты. Во-вторых, случилось трагическое событие - умер Владимир Высоцкий. Естественно, мы с болью вспоминали о нем, пели его песни.

В этих посиделках активное участие принимал, конечно, и я, что не прошло мимо внимания соратников по оружию. И вот, во время одной из поездок в Фергану для закупки всякой мелочевки, ребята купили мне в подарок обычную гитару. Правда, с рекламным логотипом «Олимпиада-80». Таким образом, к вылету в Афганистан я уже был во всеоружии.

В начале августа несколькими бортами нас переправили в аэропорт г.Шинданда (уездный центр в провинции Герат). Стали мы небольшим палаточным островком в 30 километрах от города, в степи, в расположении 101-го МСП 5-й МСД, дислоцирующейся в провинции Герат. Почти сразу половина команды убыла на постоянную дислокацию в город Герат, а я в числе других остался в Шинданде.

юрий кирсанов

Акклиматизировались мы быстро. Начали выезжать на боевые операции, обрастали бытом, сходу организовали караульную службу, поставили столбы с "колючкой", ходили "через день на ремень". Тогда и возникли первые стихи и песни. Вообще, как я заметил, длительная тряска в БТРе и несение караульной службы очень способствуют творческому процессу, который, в свою очередь, делает эти монотонные и где-то скучные атрибуты боевой деятельности приятным занятием.

Надо обратить внимание еще на ряд обстоятельств, позитивно отразившихся в 1980 году на становлении и преемственности "афганского" творчества у нас в команде. Почти все руководство оперативно-боевых групп в «Карпатах» составляли бойцы предшествующего «Каскаду» отряда спецназа КГБ СССР «Зенит», сыгравшего немаловажную роль в событиях декабря 1979 года. Ребята не только охотно делились полученным боевым опытом, но и творческими опусами, родившимися у них в отряде. Ведь «Зенит» прибыл в Афганистан за три месяца до декабрьских событий, и у наших коллег было время не только тщательно изучить подходы к объектам, но и набраться творческих впечатлений, положивших основу для дальнейших музыкально-поэтических изысканий.

 

В контексте сказанного – низкий поклон моим соратникам по оружию, невольно ставшими и соавторами первых песен, родившихся в уезде Шинданд. Это Володя Поддубный, Володя Макаров, Миша Лопатенко, Стас Сахацкий. В числе самых активных сподвижников в написании песен обязательно надо упомянуть и моего боевого товарища Сережу Смирнова, который был просто "кладезем", ходячей энциклопедией самых разнообразных песен. Он же, по сути, первый мой слушатель и критик в одном лице.

ТВОРЧЕСТВО ЮРИЯ КИРСАНОВА

История народного песнетворчества Советских войск в Афганистане началась с 1980 года с магнитофонной записи праздничного концерта бойцов отряда «Каскад», посвященного 63-й годовщине Октябрьской революции.

Осенью-зимой 1980-1981 годов Юрием Кирсановым были записаны первые кассеты как своих, так и озвученных им произведений. Данные кассеты записывались в условиях палаточного городка в помещении походной бани ночью, когда напряжение в сети было более-менее стабильным, и не шумела боевая техника. В записи использовалось несколько (два-три) пишущих и один вспомогательный магнитофон, которыми управляли 3-4 человека. От проделанной работы Юрий Иванович получил удовлетворение, т.к. ему удалось в записанных песенных композициях отразить адекватно те чувства и мысли, которые одолевали наших солдат в "этой далекой и жаркой стране", а также потому, что в условиях боевой обстановки записи были сделаны на более-менее профессиональном уровне.

Кроме того, совместно с Сергеем Смирновым была составлена своеобразная фонотека постоянно сопровождавших их в Афганистане характерных звуков. При помощи небольшого, почти постоянно возимого с собой магнитофона они записали звуки боя и шум боевой техники, молитву в мечети и кремлевские куранты, вой шакалов и многое-многое другое, что, по их мнению, должно было ассоциироваться с этим периодом жизни. Отдельные звуковые фрагменты, как и планировалось, впоследствии были использованы для заполнения пауз между записываемыми на кассету песнями.

Записи Юрия Кирсанова тиражировались и разлетались с космической быстротой среди бойцов «Карпат» и окружающих воинских частей, особенно с учетом того, что рядом с пунктом дислокации отряда «Карпаты» базировался Шиндандский военный госпиталь, пациенты которого мигрировали и в Союз, и по всему Афганистану. Поэтому, со слов Юрия Ивановича, у него возникли проблемы кое с кем из политотдела кабульского руководства отряда.

До Юрия Кирсанова доходили негативные оценки отдельных песен его авторства и угрозы "разобраться с певуном" со стороны Кабульского руководства, "чтобы не высовывался". В 1981 году автору переписали наградной лист на представление к награждению с ордена «Красной Звезды» на медаль «За боевые заслуги».

Юрий Кирсанов является соавтором гимна "афганцев" - песни «Кукушка». С его слов: "Когда я собирался в Афганистан, прихватил с собой сборник стихов Виктора Кочеткова, поэта-фронтовика. Я взял за основу его стихотворение «Весь просвечен заревой покой» и, так сказать, адаптировал к Афганской войне - кое-что убрал, добавил пару куплетов, сочинил мелодию. В 1991 году мы встретились с Кочетковым в Москве. Он взял сборник, с которым я не расставался, и подписал: "Юрию Кирсанову, великому "афганцу", который сделал меня причастным к этой войне".

В 1988 году на фирме «Мелодия» (г.Москва) вышла серия дисков «Время выбрало нас». На первом диске серии одна сторона целиком отдана песням Юрия Ивановича Кирсанова.

В 1989 году в студии ташкентского филиала фирмы «Мелодия» вышел первый диск Юрия Кирсанова - «Без отметки на календаре», напетый им во время фестиваля в столице Узбекистана. Для фотоколлажа, украсившего данный диск, был использован памятный снимок отрывного календаря "четверга 27 декабря 1979 года", сохранившийся в семье в течение 10 лет. Он был связан с рождением в тот день сына Юрия Кирсанова. На снимке - на снегу, рядом с вырванным листком календаря, лежали красные гвоздики.

В начале 1989 года Ташкентский завод грампластинок имени М.Т.Ташмухамедова Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» выпустил тиражом 20 тысяч сольный диск-гигант Юрия Кирсанова с 11 первыми афганскими песнями и его фотографией на задней стороне обложки - в парадной офицерской форме со знаком «Советская Гвардия».

 

ИНТЕРВЬЮ ЮРИЯ КИРСАНОВА «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЕ» (25.12.2008)

юрий кирсанов

ТОЛЬКО СЛАВЯНЕ МОГУТ ПЕТЬ ПОД ПУЛЯМИ

- Студии звукозаписи у вас не было. Как же обходились?

Записывали ночью... в солдатской бане. Вся техника на приколе, вокруг пустыня, тихо - можно несколько часов до утра поработать. Я купил в Кабуле японскую часовую аудиокассету. Во время боя записал на маленький магнитофон выстрелы, молитву в мечети, рокот военного аэродрома. Включал это все для фона и записывал вместе с песней на другой магнитофон.

- Эту кассету считали утраченной - это так?

Почему? Вот она, та самая раритетная кассета. Через неделю выйдет (действительно вышел) компакт-диск «Кукушка» с этими песнями - и в их изначальном виде, и в другой аранжировке.

- В Чечне были барды с обеих сторон фронта. А в Афганистане подобное наблюдалось?

Нет, у них уровень образования ниже. Кстати, я переписывался с исследователем военного бардовского творчества Мартином Дотри из США и спросил - было ли подобное творчество у американских солдат во Вьетнаме? Он написал, что нет. Только славяне могут петь и творить под пулями.

ДЕЗЕРТИРЫ И ГАЛОШИ

- Как же вы попали в Афганистан?

В составе отряда спецназначения «Каскад». На войну мы попали спустя полгода после ее начала, летом. Я был тогда 29-летним капитаном. Нашу группу отправили в провинцию Герат и напрямую подчинили КГБ СССР через его представительство в Кабуле. Сначала нас попытались использовать в бою, но потом смекнули, что это глупо: ведь наши бойцы были подготовлены не просто для ведения такой войны, у многих знание нескольких языков плюс опыт оперативной работы с источниками информации. Поэтому со временем акценты сместились в сторону оперативно-боевой работы.

- Все ваши отправились в горячую точку добровольно?

С каждым из нас беседовали, кто-то уклонялся. Ведь было понятно, куда собираются послать: об Афгане уже говорили, не скрываясь. К слову, один из руководителей, участвовавший в формировании отряда, отказался ехать в командировку - сослался то ли на болезнь, то ли на семейные обстоятельства, уже не помню. Потом его уволили в запас.

- Чем конкретно занимались на месте?

Задачи ставились разноплановые - от поимки главарей крупных бандформирований до организации засад по пути следования караванов с оружием и боеприпасами. Иногда по просьбе местных властей даже привлекали к "отлову" призывников. Оцепляем кишлак, идем и на глазок забираем тамошнюю молодежь. Некоторые прятались в кяризах - это такие ходы для воды, целая система под землей. Приходилось их выкуривать оттуда разными способами. Многие из юношей впервые ездили на машине, их сильно укачивало. И вообще служили неохотно. Часть буквально сразу дезертировала: только оружие получат - и деру!

В сентябре 1980 года наши ребята подавляли вооруженные выступления шиитов в Герате. Горячо было, настоящие бои и штурмы, но в конце концов обстановка нормализовалась. Многие местные были недовольны властью. Правительство-то землю крестьянам раздало, а муллы свою линию гнут: мол, нельзя брать, чужое. И не брали, слушались. А мы что? Приехали, галоши подарили, доктору нашему кто-то показался - и все.

- Галоши?!

Да, у афганцев это излюбленная обувь была. Носили их на босу ногу.

юрий кирсанов

МЫ БЫ НЕ СУМЕЛИ НАВЕСТИ ПОРЯДОК

- В последнее время о той войне кино снимают. «9-я рота», например. Правду там показали?

Фильм хорош в том плане, что жизнь армейская достоверно показана. Но есть и наигранные моменты. Например, когда душманы цепью идут в атаку. Они, конечно, так никогда не поступали. Действовали исподтишка: снайперы, засады с пулеметом, минная война.

 

- Как вы сегодня относитесь к Афганской войне?

С приходом Горбачева Союз оказался на грани развала. Считаю, что тогда мы не в состоянии были навести порядок в чужой стране, но, в принципе, двигались в правильном направлении. Особенно с оглядкой на исламский экстремизм в настоящее время. Душманам ведь помогали США и исламские центры. В каждом формировании служили советники из стран НАТО. Нам давали установку ловить их живыми или мертвыми. В случае удачи обещали награды. Но никто из нас не справился, потому что военных советников выводили из-под обстрела в первую очередь.

- Начало распада Союза отразилось на контингенте?

Когда войска только ввели, мы для населения стали свежей струей. А потом начались коррупция, пьянство. Даже местные руководители закладывали. Кумовство процветало. Поэтому, полагаю, когда талибы пришли истинную веру восстанавливать, их приняли с радостью. И в "афганской" бардовской песне конца 80-х годов я наблюдал изменения: чем ближе к концу, тем больше горечи. У всех было обостренное чувство неудовлетворенности из-за того, что страна не понимает и не принимает своих героев.

«КОМСОМОЛКА» ПРИЧАСТНА К МОЕМУ «ВОСКРЕШЕНИЮ»

- А суеверия у "афганцев" были?

Конечно. Я, допустим, одну и ту же тельняшку надевал на операции. А мой знакомый считал, что нельзя автомат чистить. Незадолго перед возвращением в Союз нам приказали сопровождать колонну. А меня предчувствия одолели. Говорю командиру: "Не хочу я туда ехать, плохие мысли в голову лезут". Операцию отменили по другим причинам, но вскоре после моего отъезда я узнал, что наша машина подорвалась на мине. Шофер, с которым я ездил, погиб. А я отслужил без единого ранения.

- Слышал, что вас однажды "похоронили"...

Было дело. Некий журналист написал в «Правде», что я умер. "Воскресил" меня Володя Снегирев, работавший в свое время редактором «Комсомольской правды», а тогда возглавлявший «Собеседник». Мы с ним в Кабуле познакомились. Снегирев меня показал журналистке, она и написала в своей статье, что я жив. Еще был случай. Как-то мы с Володей поехали на его дачу. Он подозвал меня к забору: "Я сейчас такое тебе покажу!" Заглядываю, а на веранде соседнего дома Бабрак Кармаль собственной персоной! Сделал ноги из Афгана и сидит, чай пьет. Это было в 1990 году.

ЭПИЛОГ

В 1988 году в телеинтервью в программе «Служу Советскому Союзу» Игорь Азаренок (один из авторов и составителей сборника «Время выбрало нас» и организатор первых фестивалей "афганской" песни) спросил Юрия Кирсанова: "А зачем, собственно, записывались эти песни в Афгане?"

Ответ был без каких-либо рассуждений обыденно прост: идет война, накапливаются эмоции, которые выплескиваются в поэтические и музыкальные строки, и никуда от этого не деться - все хотят сохранить память о прожитом. И сейчас трудно добавить что-либо к сказанному. В результате каждый из бойцов команды «Карпаты», да и вообще - любой, кто был тогда в Афганистане и заполучил копии моих кассет, увез на Родину частицу моей души, скол, кусочек жизни, может быть, самой горячей и чистой. Жизни, в которой имели место острая и жгучая тоска по Родине, родным и близким, вера в себя и плечо друга, надежда на то, что когда-то мы все обязательно вернемся домой, и Родина, как родная мать, с радостью встретит нас у порога. Не все вышло так, как думалось и мечталось, но долг свой мы исполнили честно, и, как выясняется на сегодняшний день, не так уж ошибочно было наше нахождение в этой "проклятой Богом стране"...

 

ТВОРЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Ответьте на вопрос

Вам понравился этот сайт?

Мы в ВКонтакте

 
 

Последние комментарии

 

Случайные исполнители

 

Краткое представление проекта

ARMYMUSIC.RU - это музыкальный проект, представляющий из себя тематический каталог военных (армейских) песен, на регулярной основе изменяемый и дополняемый новыми композициями.

Здесь Вы можете слушать в режиме онлайн, а также скачать большое количество военных песен различных групп и исполнителей, а также ознакомиться с их творческими биографиями. Для быстрой навигации по сайту композиции разбиты по тематике, можно осуществить поиск по альбомам, жанрам, тегам.

Все представленные на проекте материалы получены из открытых источников, права на них принадлежат их законным авторам. Если кто-то из исполнителей против, что их песни размещены на данном сайте, просьба сообщить об этом через форму обратной связи.

Слушайте и приобщайтесь к этой замечательной музыке, ведь основная цель проекта - популяризация военно-патриотических песен.

Более подробную информацию о сайте и авторе читайте на странице «О проекте».