Верстаков Виктор

виктор верстаков

Виктор Глебович Верстаков - исполнитель авторской песни, военный журналист, находившийся в составе советских войск в Афганистане, начальник военно-художественной студии писателей, лауреат многих литературных премий, автор пятнадцати книг стихов, прозы и публицистики, полковник запаса, член правления Союза писателей России (г.Москва).

БИОГРАФИЯ

Виктор Глебович Верстаков - поэт-песенник, публицист, военный журналист, член правления Московской городской писательской организации, секретарь правления Союза писателей России. Лауреат литературных премий имени Б.Полевого, А.Твардовского, К.Симонова, А.Платонова, М.Лермонтова, И.Бунина, «Традиция» и ряда других.

Награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Почета с формулировкой «За достойное выполнение интернационального и служебного долга в Республике Афганистан», медалью «За укрепление боевого содружества». Автор пятнадцати книг стихов, прозы и публицистики, посвященных героизму и быту советских и российских воинов.

В библиографии Виктора Верстакова найдутся публицистические очерки, тексты о Родине, о военных кампаниях в Чечне и даже любовная лирика. Но прежде всего он известен как автор-исполнитель стихов и песен, посвященных военным действиям в Афганистане.

ВИКТОР ВЕРСТАКОВ: ПОЭТ ОФИЦЕРСКОГО РОМАНСА

Традиция офицерского романса существовала в русской армии давно. Но XX век оставил от нее лишь строгое черно-белое полотнище. Сохранилась лишь форма - ушло содержание, ушла душевность. Виктору Верстакову вместе с другими авторами «афганского цикла» удалось возродить эту традицию.

Ничего нового нет в темах его стихов: только война и любовь. Но война, знакомая прежде по рассказам отцов, хроникам и кинофильмам, вдруг оказалась очень реальной, близкой и понятной. В романсе Верстакова появилась боль конкретного человека в конкретных жизненных обстоятельствах - но боль, смягченная верой в лучшее будущее, надеждой на благополучный исход.

Герои Виктора Верстакова живые и понятные, ведь списаны они с реальных людей. Вспомните строки, которые Николай Скатов, известный литературовед, специалист по Некрасову и Пушкину, считает лучшим из всего, что создано «афганцами»:

Война становится привычкой,
Опять по кружкам спирт разлит,
Опять хохочет медсестричка,
И режет сало замполит.

О чем задумался начштаба?
Какие въявь увидел сны?
Откуда спирт, откуда баба?
Спроси об этом у войны!

Виктор Верстаков смог найти идеальный баланс между стихами и музыкой. Его строки так же музыкальны, как строки Пушкина, многие поэмы которого стали романсами - не даром Виктор Глебович называет себя продолжателем дела русских классиков. Стоит послушать авторское исполнение, чтобы убедиться: песня - идеальная форма для этих стихов.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Виктор Верстаков родился 20 декабря 1951 года в семье советского офицера, полковника Глеба Викторовича, и служащей железнодорожных войск Нины Павловны (Шаповаловой).

Родители Виктора Верстакова поженились в 1947 году. Его мать в годы Великой Отечественной войны помогала в госпиталях медсестрой. Отец прошел войну танкистом, участвовал во многих операциях, бывал ранен и контужен. После окончания войны служил по различным гарнизонам, в том числе, в ГДР.

Виктор Верстаков родился в поселке Ветрино, что в Витебской области, но семья не задержалась здесь надолго. По признаниям самого автора, малой родиной он считает городок Шуя (Ивановская область), куда семья переехала, когда Виктору было 11 лет. Здесь он поступил в среднюю школу №2, стены которой помнили Константина Бальмонта.

Позднее эту школу закончили другие литераторы (А.Васильев, Е.Вихрев, Ю.Виноградов, брат Виктора - Владимир, печатавшийся под псевдонимом Урусов). В Шуе у Верстакова появились первые друзья и первая любовь. Этот город стал для него по-настоящему родным.

 
виктор верстаков

Гарнизонное детство приучило юного Виктора к армейскому быту, дало возможность попробовать себя за баранкой тяжелых и больших военных машин. Мальчишкой он посещал музыкальную школу по классу баяна и сам, под присмотром старших товарищей и сослуживцев отца, учился играть на гитаре.

В 1968 году Виктор Верстаков поступил в Московский авиастроительный институт, но проучился здесь недолго. Отчислившись из института по собственному желанию, уже в 1970 году он стал курсантом Военной инженерной академии им.Ф.Э.Дзержинского (сегодня Военная академия РВСН имени Петра Великого).

Параллельно с учебой Виктор Верстаков начал печатать стихи в газете московского военного округа «Красный воин» и в шуйском - «Знамени коммунизма». Стихи были не единственным увлечением молодого курсанта: он серьезно увлекался баскетболом, но поэт победил спортсмена. Как вспоминает сам Виктор Глебович, с восемнадцати лет он видел для себя один путь - литературный.

ПЕРВЫЕ ПРОБЫ ПЕРА

В 1975 году сборник «Традиция» авторства Верстакова обсуждался на VI Всесоюзном совещании молодых писателей и подвергся резкой критике Д.Кугультинова и К.Кулиева, которым в стихах поэта виделось солдафонство, а не литература. Однако Сергей Орлов, подводивший итоги обсуждения, вступился за него. "Я целиком согласен со своим другом - солдатом Виктором", - заявил он. Орлова особо тронули строки об отце Верстакова, который, как и он, танкистом прошел всю Великую Отечественную войну и тоже горел в танке.

В 1978 году в «Воениздате» вышел второй сборник Виктора Верстакова - «Сердца и звезды». Неожиданный отклик он получил от известного литератора Константина Симонова, который нашел в сборнике стихи, тронувшие его душу, и подарил Верстакову старое издание поэмы «Иван да Марья».

Но окончательно сформировался голос Верстакова-поэта лишь к третьему сборнику - «Инженерный батальон». Стихи, навеянные рассказами отца о годах войны, размышлениями о жизни, наблюдениями за людьми и природой любимого шуйского края, наполнены тонкой лирикой и искренностью.

Закончив академию и отслужив в рядах Советской армии (Верстаков был назначен на подземный объект в Подмосковье), он получил приглашение работать военным корреспондентом в газете «Правда». Именно это назначение сыграло ключевую роль в его жизни и карьере.

АФГАНСКИЙ ПОХОД

ПЕРВАЯ КОМАНДИРОВКА

В декабре 1979 года Верстаков находился в Средней Азии, куда был отправлен в командировку. От пограничников он узнал о том, что в Афганистан введены советские войска. Имея на руках удостоверение военкора партийной «Правды», Виктор решил, что обязан попасть туда.

Знакомства среди офицеров и царивший в те годы в Туркестанском военном округе бардак позволили ему пересечь границу и стать одним из первых журналистов, оказавшихся в Афганистане после декабрьских событий. Когда в «Правде» стало об этом известно, руководство газеты собралось наказать молодого корреспондента за излишнюю инициативность. Но ознакомившись с привезенными с фронта очерками, изменило решение.

Виктор Верстаков отлично передал в своих публицистических заметках революционную эйфорию, с которой Афганистан встречал Советскую армию. Эти настроения и то, как отвечали на них солдаты - понимая, что за спиной у них нет никого, и что они одни делают большое дело - вдохновили поэта на одну из самых известных его поэм - «9 рота».

 

В стихах нет подробностей операций, которые, конечно, были известны Верстакову. Зато здесь есть будничный героизм, который делает эти строки понятными и близкими каждому служивому: ни шагу назад, на нас надеется само Отечество.

Девятая рота стала собирательным, поэтичным образом первых советских защитников революции в Афганистане. По воспоминаниям автора, рядовые солдаты и офицеры, впервые оказавшись в таких условиях, почти средневековых, смотрели на окружающий мир с широко распахнутыми глазами. Никогда прежде они не видели такой нищеты и такого упадка, они были уверены, что красная революция сделает жизнь местных лучше, проще и достойнее.

Сам поэт, впервые оказавшийся в зоне реальных боевых действий, тоже заразился этим бешеным энтузиазмом. Он пытался успеть везде и всюду, зафиксировать каждую мелочь, пообщаться с каждым солдатом, побывать в каждой палатке лагеря 40-ой армии. В этом была его работа, задача публициста - и она удалась. Из первой командировки он привез свой сборник очерков - «Афганский дневник», который нашел одобрение в «Правде».

Подход публициста не мог не отразиться на творчестве. Это позже Верстаков научился передавать чувства и события в некой оторванности от серой, неприглядной реальности. Поначалу в его стихах было много конкретики. Казалось бы, участникам описанных действий эти строки должны быть близки, но проверка второй командировкой показала, что солдаты с большим удовольствием поют песни, где нет детального пережевывания каждого дня, которому они стали свидетелями. Ближе им были стихи с отсылками к дому и родным просторам, стихи о девушках реальных и воображаемых.

ВТОРАЯ КОМАНДИРОВКА

виктор верстаков

Вторая командировка осенью 1981 года была совсем иной. Не было уже той романтики, появилось понимание войны - не только у Верстакова, но и у тех офицеров и солдат, которые отслужили здесь больше года. Начиналась командировка нервно, с нехороших предчувствий, обуявших Виктора в Ташкенте, где он ждал спецрейса на Кабул.

Как вспоминал позднее литератор, успокоиться помогло только выступление Московского театра имени Ленинского комсомола, гастролировавшего в те дни по Узбекистану. Рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» помогла отвлечься от дурных мыслей.

В эту поездку он решил действовать иначе, двигаться не за событиями, а за самыми чувствительными точками войны. Приняв решение пожить настоящей солдатской жизнью, он еще не знал, как нелегко придется в горах, с десантными отрядами.

Собираясь в поход, Виктору Верстакову, как и десантникам, приходилось отказываться от необходимых вещей. С собой разрешалось брать только немного еды и воды, основной груз - это оружие и боеприпасы. Броски из одной горячей точки в горах к другой, когда не остается ни сил, ни времени на самокопания, помогли ему найти правильный тон для стихов и песен.

Когда мальчишкам-солдатам приходилось особенно тяжело, они думали не о страхе, не о высоком подвиге и не о героических целях Советской армии. Их мысли были заняты другим: выдуманными историями о девушках, которых они никогда не целовали, о воображаемых женах, которые одиноко глядят в окно, прижимая к груди нерожденных сыновей и дочерей.

Человек на войне живет надеждой и верой: поняв это, Виктор Верстаков смог уловить саму суть солдатской души. Этим мальчишкам и их историям он посвятил сборник стихов, назвав его «Ради твоей неизвестной любви».

 

Предчувствие перед началом командировки не обмануло поэта. Однажды утром в горах Гиндукуша он проснулся от гула двух «Ми-8», приземлившихся перед лагерем. Ему удалось уговорить летчиков - журналиста взяли в полет, но перед самым запуском двигателя отправили в другую машину, чтобы не толпиться.

Полет начался, все шло штатно, пока оба вертолета не угодили под обстрел. Первый, куда Верстаков сел изначально, был сбит. Второй кружил над ним больше часа, дожидаясь подмоги. С трудом добрались до лагеря, приземлились с поврежденными лопастями и стойкой правого колеса, но почти сразу вылетели обратно к ущелью за своими.

Увы, из экипажа сбитого вертолета спасся один лишь бортмеханик. Медаль 1983 года «За боевые заслуги» не просто так дана Виктору Глебовичу Верстакову.

ТРЕТЬЯ КОМАНДИРОВКА

Третья командировка, начавшаяся в декабре 1985 года, оказалась еще тяжелее, если не физически, то эмоционально. Из знакомых ему служивших офицеров не осталось никого. Все, с кем шесть лет назад он переходил Амударью, уже заменились. Настроение в войсках было совсем иным. Армия не продвигалась вперед, не воевала в полную силу, и личный состав это видел. Не было только ответов, почему. Люди недоумевали, от воодушевления первых месяцев похода не осталось ни следа.

Верстаков не взялся искать ответы на вопросы, которых вдоволь было у каждого. Он сосредоточился на конкретных человеческих судьбах, пытаясь доказать себе и своим коллегам-публицистам, что война не может изменить человека.

Виктор Верстаков убежден, что не бывает так, чтобы ты ушел на войну одним, а вернулся совсем другим. Пока он искал доказательства, родился новый цикл афганских песен, полюбившихся солдатам и офицерам. Впрочем, повесть «Прости за разлуку» не встретила одобрения ни читателей, ни литераторов. Последние критиковали плоского героя, который будто застыл во времени, и ровный эмоциональный фон повествования, без всякого нерва и напряжения. В песнях, однако, нашлось и то, и другое.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ПОСЛЕ АФГАНИСТАНА

виктор верстаков

Виктор Верстаков встретил в штыки изменения, случившиеся с нашей страной в начале девяностых. Он неодобрительно высказывался об офицерах, сменивших звезду на «имперского» двуглавого орла, открыто критиковал в стихах перемены.

Но он понимал, как в сути своей мало отличаются две войны и как созвучны декабрь 79-го в Афганистане и декабрь 94-го в Чечне. И вот уже появляются стихи, посвященные другой легендарной роте, не девятой, а шестой. И поэт напоминает, что офицер остается офицером, и что бы ни было с Отечеством, защищать его приходится до конца:

Рвем погоны с плеча, поднимаем к виску пистолеты.
Но куда нам уйти от армейской несчастной судьбы?
Остаемся в строю, чтобы Русь отыскала ответы,
Примеряя знамена на ваши и наши гробы.

В 1987 году вышел сборник грампластинок «Время выбрало нас» (Ташкент, фирма «Мелодия»), в который вошли песни Виктора Верстакова. В 1989 году Виктор Верстаков принимал участие в организации Военно-художественной студии писателей при Министерстве обороны СССР и стал ее начальником (студия расформирована в 1994 году). В 1991 году по телевидению показывали фильм «Офицерский романс» по его песням в авторском исполнении.

В 2000 году в казарме военного аэродрома г.Моздок генерал Виктор Казанцев вручил Виктору Верстакову заслуженную медаль «За укрепление боевого содружества».

 

ТВОРЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЯ

Ответьте на вопрос

Какова скорость загрузки сайта на Вашем устройстве?

Мы в ВКонтакте

 
 

Последние комментарии

 

Случайные исполнители

 

Краткое представление проекта

ARMYMUSIC.RU - это музыкальный проект, представляющий из себя тематический каталог военных (армейских) песен, на регулярной основе изменяемый и дополняемый новыми композициями.

Здесь Вы можете слушать в режиме онлайн, а также скачать большое количество военных песен различных групп и исполнителей, а также ознакомиться с их творческими биографиями. Для быстрой навигации по сайту композиции разбиты по тематике, можно осуществить поиск по альбомам, жанрам, тегам.

Все представленные на проекте материалы получены из открытых источников, права на них принадлежат их законным авторам. Если кто-то из исполнителей против, что их песни размещены на данном сайте, просьба сообщить об этом через форму обратной связи.

Слушайте и приобщайтесь к этой замечательной музыке, ведь основная цель проекта - популяризация военно-патриотических песен.

Более подробную информацию о сайте и авторе читайте на странице «О проекте».